«Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС». Скандал во время международных соревнований

0
101

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Не нужно быть поклонником спорта, чтобы не заметить, что последнее время белорусские власти поставили себе цель сделать страну мировой площадкой для соревнований самого разного уровня. Чемпионат мира по хоккею, Вторые Европейские игры — работоспособность этих мероприятий обеспечивало просто огромное множество людей и организаций, начиная со спортивных федераций, правоохранительных органов и заканчивая волонтерами.

7 июля 2019 года общественное объединение "Белорусская федерация триатлона" проводило соревнования по триатлону "ВОЛАТФЭСТ-2019". Для непосвященных в особенности этой спортивной дисциплины поясняем, что триатлон включает в себя три этапа — плавание, велосипедный кросс и бег. Соревнования проводятся в соответствии с правилами Международной федерации триатлона. 

Поскольку один из этапов мероприятия проходил по улицам Минска, естественно, в обеспечении безопасности дорожного движения участвовали и подразделения ГАИ. 

Чтобы все ведомства действовали скоординированно, организаторы составили своего рода общий план, в котором роли всех участников и учреждений были распределены. О серьезности таких мероприятий свидетельствуют должности лиц, чьи резолюции ставятся в документах.
 
Положение о проведении соревнований по триатлону "ВОЛАТФЭСТ-2019":

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Илья и Максим в "ВОЛАТФЭСТе-2019" участвовали в качестве мотопилотов, или маршалов. На мотоциклах они сопровождали колонну велосипедистов во время гонок. Ребята не новички в таком деле — в  Евроиграх они были задействованы для таких же функций. Наличие удостоверений Международного союза велосипедистов только подтверждало высокий уровень их компетенции.

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

: "7 июля мы с напарником должны были сопровождать колонну спортсменов на втором этапе триатлона, то есть во время велогонки. 

Когда около 14.30 на дороге в районе проспекта Победителей, возле аквапарка, появился первый спортсмен, Илья выдвинулся на мотоцикле вперед. Он должен был ехать в 30 метрах впереди первого велосипедиста. Таковы правила, этого требуют инструкции по обеспечению безопасности спортсменов. Я выдвинулся вперед сразу после того, как в гонке стал участвовать второй участник, опять-таки все в соответствии с инструкциями. 

По плану проведения мероприятия трасса пролегала по проспекту Победителей, который должен быть перекрыт, ведь движение спортсменов предусматривалось в том числе и по встречной полосе движения транспортных средств. И когда я увидел, что мне навстречу движутся автомобили, был в шоке. Получается, что дорога не перекрыта в соответствии с планом мероприятий, а это напрямую угрожает жизни спортсменов. Благо автомобилисты поняли, что к чему, и просто уступали дорогу, смещаясь в крайнюю полосу. Аварийных ситуаций таким образом не произошло. 

Зато потом у меня произошло общение с инспекторами ГАИ, которое вылилось в серьезные неприятности для нас. Нас обвинили в том, что, как написано в протоколе: "… в 14 часов 30 минут на дороге с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос движения совершил выезд на встречную полосу движения". 

Но позвольте, я — маршал и просто обязан сопровождать колонну велосипедистов для их же безопасности, это моя работа, а не просто какая-то прихоть. Да и в это время дорога должна была быть перекрыта для движения транспорта.

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Нет смысла долго расписывать наше общение с представителями правоохранительных структур. В итоге нас лишили права управления ТС на 11 месяцев, а также оштрафовали на три базовые величины.

8. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения, — влекут наложение штрафа в размере.

Зачем было лишать нас "прав"? Я задаюсь этим вопросом каждый день. Я просто выполнял свою работу и обеспечивал безопасность участников соревнований в соответствии с возложенными на меня обязанностями. Как только спортсмены стали выезжать на дорогу, я просто обязан был ехать впереди них, что и сделал. Если кто-то из организаторов недоработал и получилась накладка по времени, то я не виноват. 

Хотя по времени по протоколу все было в порядке — в 14.30 дорога уже должна была быть перекрыта ГАИ. А мы, по словам инспекторов, "приняли несогласованное решение о движении на мотоцикле во время велоэтапа вне предусмотренных временных рамок".

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Пришлось обжаловать решение ГАИ в суде. Не думал, что до этого дойдет, ведь могли просто разобраться без судебных баталий. В жалобе я указал, что постановление ГАИ необоснованно и незаконно, ПДД я не нарушал, поскольку транспортным средством управлял с учетом изменения организации дорожного движения на данном участке дороги в соответствии с планом проведения спортивного мероприятия. 

Суд решил, что выводы ГАИ в части виновности в совершении административного правонарушения преждевременны. 

Да, я не отрицал факт управления мотоциклом, это было бы глупо, но начало движения было обусловлено не только временем начала соревнований, но и временем движения первого спортсмена.

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Суд Московского района Минска отменил постановление УОГАИ и направил дело на новое рассмотрение.

"Ну все, — думали мы, — разберемся и расставим все точки над "i". Но разобрались в ГАИ весьма оригинально.

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Из нового постановления от 24.10.2019: "В протокол об административном правонарушении было ошибочно внесено время совершения административного правонарушения "14:30" вместо "14:27". Данное время стало известно при изучении фрагмента видеозаписи персонального видеорегистратора сотрудника СП по ОДБ ГАИ ГУВД Мингорисполкома".

"Понимаете, что произошло? — продолжает Максим. — Изменилось время совершения правонарушения, то есть при повторном рассмотрении дела установили, что я двигался на мотоцикле не в 14:30, как было указано в протоколе, когда дорога по плану уже должна быть перекрыта, а в 14:27, когда изменения организации дорожного движения еще не предусматривалось. В деле появилась информация и с других служебных видеорегистраторов, согласно которой время варьировалось в пределах нескольких минут. Но видеорегистраторы — это не эталон, по которому определяют время. Как мы видим, время на них меняется в пределах погрешности. А в нашем случае каждая минута имеет решающее значение при определении виновности в совершении правонарушения. Я просил также исключить из доказательственной базы по делу рапорты инспекторов ГАИ, упоминаемые в мотивировочной части решения, которые не являются допустимыми доказательствами по делу в соответствии с частью 2 статьи 6.3 ПИКоАП, но в удовлетворении этого ходатайства было отказано".

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Из постановления председателя Верховного суда Республики Беларусь от 13 февраля 2015 года:

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

По результатам повторного рассмотрения дела заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома вынес новое постановление, по которому ранее наложенное взыскание осталось прежним, Максим и его напарник Илья были снова лишены права управления транспортным средством на 11 месяцев со штрафом три базовые величины.

Признаться, Автобизнес как внимательный наблюдатель за развивающимися событиями все же надеялся, что при повторном рассмотрении административного дела будут учтены обстоятельства, которые исключают признание деяния административным правонарушением.

1. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть , правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.
 
2. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.
 

 
1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.
 
2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

На наш взгляд, это действительно так. Своими действиями Максим и Илья как маршалы по плану мероприятия предотвратили более тяжкий вред, который мог бы наступить в случае, допустим, столкновения велосипедиста с автомобилем (представьте себе последствия!). И пусть даже на трассу маршалы выехали не в то время, когда это было можно по версии ГАИ, но иного выхода у них не было, поскольку спортсмены уже физически находились на проезжей части. И их безопасность, как и безопасность иных участников дорожного движения, была поставлена в приоритет при принятии решения. 

Это не было учтено при вынесении решения органами ГАИ, в итоге люди, выполнявшие свои прямые обязанности, понесли суровое наказание. Заслуженно ли?

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Свое мнение по данному вопросу мы попросили высказать , который оказывал помощь Максиму и Илье:

— В ходе детального изучения сложившейся ситуации я пришел к выводу, что сотрудники УГАИ решили просто переложить груз ответственности за инцидент на проспекте Победителей с себя на Максима и Илью.

Это прослеживается во всем. В частности, даже мотивировочная часть нового решения ГАИ просто кричит, что в действиях маршалов безопасности отсутствует состав административного правонарушения, однако там же приводится нелогичный вывод об обратном. А о том, что ребят просто "назначили виновными", красноречиво демонстрирует фраза из постановления ГАИ: "Каких-либо других мотоциклов (!), двигавшихся на участке пр-та Победителей от МКАД в направлении ул. Нарочанской, во встречном направлении не было".

Очевидно, что здесь должна была идти речь не только о мотоциклах, но и об . Что касается внесения существенных изменений в протокол дела, так это вообще нонсенс. Речь идет об исправлении времени — тех злосчастных трех минутах, из-за которых разгорелась полемика. Правильнее было бы в данном случае признать протокол в соответствии с частью 4 статьи 6.14 ПИКоАП ненадлежащим доказательством.

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

В действительности действия маршалов безопасности необходимо охарактеризовать как сложное деяние, состоящее из двух этапов. На первом этапе — сопровождение лидеров соревнований по направлению движения ТС и разворот с выездом на встречную полосу движения — отсутствует состав правонарушения. На втором этапе — принятие неотложных мер безопасности с осознанным движением навстречу автомобилям — усматриваются отдельные признаки крайней необходимости. И здесь необходимо, руководствуясь положениями о презумпции невиновности, закрепленными в статье 2.7 ПИКоАП, прекратить дело за отсутствием в деянии состава правонарушения. При этом парни объективно не могли даже предположить, что сотрудники ГАИ не перекроют проспект к моменту лидирования спортсменов.

Не могу оставить без внимания и суд. Все обстоятельства дела, указывающие на отсутствие в деянии состава правонарушения, уже были известны к моменту рассмотрения жалобы вместе с делом в суде, но судьей с учетом установленной односторонности, а также неполного и необъективного исследования сотрудниками ГАИ обстоятельств правонарушения дело было направлено на новое рассмотрение. В то же время не было учтено, что в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного суда РБ от 30.09.2011 №6 постановление о наложении взыскания подлежит отмене, а дело об административном правонарушении — прекращению в случае, если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено любое из обстоятельств, исключающих административный процесс, перечисленных в статье 9.6 ПИКоАП.

Считаю, что в данном случае Илья и Максим заслуживают поощрения от Национального олимпийского комитета или Министерства спорта и туризма за проявленные смелость и самоотверженность при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности участников международных соревнований, но ни как ни лишение водительских "прав"…

А закончить рассказ мы хотим позицией организатора соревнований, зафиксированной в процессуальных документах:

"Мы обеспечивали безопасность людей, а в итоге нас лишили права управления ТС". Скандал во время международных соревнований

Цитировать

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here