Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и удерживать нарушителей?

0
16

Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и  удерживать нарушителей?

На уходящей неделе "Минсктранс" запустил новый эксперимент с целью отловить всех "зайцев", которые до этого времени умело уходили от контролеров.

"Изюминкой" эксперимента стало разрешение контролерам останавливать общественный транспорт на любом участке маршрута, даже вне остановок. Задумка понятна: посреди дороги некуда бежать, да и раствориться среди ожидающих прибытия транспорта пассажиров не получится. Сами контролеры называют это спецзаданием, а их руководители — бессрочным экспериментом. Юридические аспекты затеи оценил Евгений Грачев.

С тем, что за проезд платить нужно, как и выявлять безбилетных пассажиров, Автобизнес согласен. Но в своем стремлении творить добро некоторые чиновники забыли суть: делать это надо в строгом соответствии с законом, иначе принцип верховенства права будет поставлен под сомнение.

Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и  удерживать нарушителей?

На деле эксперимент будет выглядеть так: контролер общественного транспорта, которому выдан красный диск (не путаем с жезлом), легким взмахом руки останавливает, допустим, автобус между остановочными пунктами. Водитель открывает переднюю дверь, в салон заходят контролеры. Все "зайцы" в ловушке, как говорится. Теперь посмотрим, что по этому поводу говорит закон.

За проезд в общественном транспорте без документа, подтверждающего оплату услуги, предусмотрена ответственность по ст.18.30 КоАП Беларуси.

1. Безбилетный проезд пассажиров , в поездах городских линий, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд, — влекут наложение штрафа в размере .

2. Безбилетный проезд пассажиров в поезде региональных линий, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения — влечет наложение штрафа в размере семи десятых базовой величины.

3. Безбилетный проезд пассажиров в поездах межрегиональных и международных линий, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения — влечет наложение штрафа в размере одной базовой величины.

 

Штраф небольшой, но для многих сам факт поимки уже постыдная ситуация. Впрочем, далеко не для всех.

Составлять протоколы об административном правонарушении за безбилетный проезд по ст.18.30 КоАП имеют право должностные лица Транспортной инспекции, , метрополитена (ст.3.30 ПИКоАП). Рассматривает такие дела административная комиссия (ст.3.4 ПИКоАП).

Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и  удерживать нарушителей?

Но имеют ли право контролеры останавливать на свое усмотрение транспорт?

В соответствии с п.9.1 ПДД водитель обязан остановиться по требованию инспектора ГАИ, который подал сигнал жезлом, а также иных должностных лиц, перечисленных в части 3 этого подпункта ПДД, которые подают сигнал об остановке красным диском.

Это сотрудники Следственного комитета, органов финансовых расследований, КГБ, ГТК, Транспортной инспекции… Перечень довольно большой, но контролеров общественного транспорта в нем нет. К Транспортной инспекции, присутствующей в списке, контролеры не относятся.

Поэтому с точки зрения закона все остается по-прежнему: контролеры могут заходить в общественный транспорт на остановочных пунктах и проверять оплату проезда. Больше — уж простите.

И раз уж речь зашла о правах контролеров, затронем и другие моменты.

 

Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и  удерживать нарушителей?

Не имеют. В случае непредъявления документов, подтверждающих оплату проезда, и (или) отказа предоставить документы, удостоверяющие личность, контролер имеет право вызвать представителей органов милиции, которые и наделены правом задерживать правонарушителей для установления личности.

1. Административное задержание физического лица , в отношении которого ведется административный процесс, , в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

2. Административное задержание физического лица :

1) пресечения противоправной деятельности;

2) , если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3)

Административное задержание физического лица имеют право осуществлять:

 

Так что не всякий имеет право удерживать (задерживать) физическое лицо, даже если это правонарушитель.

Также не забываем, что по ч.3 ст.4.1 ПИКоАП лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано подчиняться законным требованиям должностного лица, ведущего административный процесс. Но тут мы напомним, что сам административный процесс начинается в том числе (ст.9.5 ПИКоАП), которое имеют право осуществлять, как мы говорили выше, органы внутренних дел. С того момента безбилетник и должен, выходит, подчиняться неким требованиям.

 

Эксперимент на грани закона. Могут ли контролеры останавливать транспорт и  удерживать нарушителей?

По сути — да. И аргумент, которым оперирует руководство "Минсктранса", о том, что у предприятия есть полное право останавливать где угодно свой же транспорт, не выдерживает критики.

Водители транспорта, который передвигается по дорогам общего пользования и участвует в дорожном движении наравне с иными его участниками, должны соблюдать ПДД, а не внутренние инструкции предприятия.

И когда чиновники это осознают, то станут относиться к разного рода экспериментам более внимательно. Ведь соблюдать закон обязаны все: и те, кто должен оплачивать проезд, и те, кто осуществляет контроль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here